• Русский (RU)
  • O'zbek (UZ)
  • English (UK)
Bayroq

Правила пользования Информационно-ресурсным центром

Ташкентского института ирригации и мелиорации 

I. Общие положения 

1.1. Деятельность Информационно-ресурсного центра «ИРЦ» основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.

1.2.  Пользование ИРЦ бесплатное, перечень отдельных видов платных услуг, оказываемых ИРЦ, размер их оплаты определяются в законодательном порядке.

1.3. ИРЦ осуществляет свою деятельность в соответствии с законом Республики Узбекистан «Об Информационно-библиотечной деятельности» и другими законами Республики Узбекистан, указами и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями  Кабинета Министров Республики Узбекистан, положением об ИРЦ, Правилами внутреннего распорядка и настоящими Правилами пользования ИРЦ.

1.4.  Настоящие Правила регламентируют отношения между ИРЦ и пользователями, права, обязанности и ответственность сторон. Обслуживание пользователей производится в читальных залах, в зале электронной библиотеки, на абонементе и в режиме удаленного доступа через  Web-сайты ИРЦ. Обслуживание регламентируется правилами, соответствующими положениями и инструкциями данных структурных подразделений. 

II. Основные задачи ИРЦ 

2.1. Формирование, сохранение и предоставление универсальных информационных ресурсов, фонда национальных и  зарубежных  изданий (печатных, аудиовизуальных,  электронных и др.)

2.2. Предоставление пользователям возможности получения документов и других  материалов, находящихся  в ИРЦ и  информационно - библиотечном  центре (ИБЦ) региона.

 III. Права и обязанности пользователей

3.1.   Право  пользования  ИРЦ  предоставляется  всему населению,  проживающему  на  территории,  обслуживаемой  данным   ИРЦ,  независимо  от  гражданства,  возраста, социальной и  иной  принадлежности, а  также  предприятиям, учреждениям и организациям. Это  право обеспечивается  полнотой  комплектования информационными ресурсами, автоматизированной передачей информации, в  том   числе  через  систему  межбиблиотечного  абонемента, а также другими  формами библиотечно-информационного обслуживания.

3.2.  Пользователи имеют право:

 -  получать  во  временное  пользование  любые  документы  из  фонда  ИРЦ, а также заказывать и  получать печатные или  электронные копии  документов из ИБЦ региона и других библиотек через систему электронной доставки документов;

 -  пользоваться библиографическим справочно-информационным обслу-живанием и другими видами услуг, оказываемых ИРЦ;

 -   принимать участие в информационно-массовых мероприятиях,  проводимых ИРЦ;

 -   избирать и быть избранными в общественный совет ИРЦ.

3.3.   Для записи в ИРЦ пользователи предъявляют паспорт  или  документ,  его заменяющий, студенческий билет, необходимое количество фотографий и  сообщают сведения для оформления читательского билета и  регистрационной карточки.

 -  Другие студенты, учащиеся колледжей, аспиранты, преподаватели, научные сотрудники обслуживаются на основе  паспорта  или  заменяющего его документа.

3.4. Количество документов, выдаваемых пользователям  в единовременное  пользование, регламентируется ИРЦ индивидуально.

 - Редкие и ценные издания, документы, а также неопубликованные материалы, предоставляются пользователям в установленном порядке.

3.5.   Издания, отсутствующие в фондах ИРЦ, пользователи  могут заказать по МБА.

3.6.   Пользователи  обязаны  бережно  относиться  ко  всем  документам и материалам, полученным в ИРЦ.

 - При получении любых документов и материалов пользователь должен  удостовериться в отсутствии дефектов, в случае их обнаружения сообщить дежурному библиотекарю.

3.7. Пользователи, причинившие ущерб фонду ИРЦ, несут материальную, уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством.

3.8. Пользователи  утратившие документы  и материалы из фонда ИРЦ, либо причинившие им невосполнимый ущерб, обязаны заменить их соответственно такими же документами или признанными работниками ИРЦ равноценными (в том числе копиями), а при невозможности замены возместить в кратном размере их стоимость.  Кратность определяется специалистами ИРЦ или привлеченными специалистами, исходя из ценности утраченного или испорченного документа и в соответствии с действующими регламентирующими документами.

3.9. За нарушение правил пользования ИРЦ, пользователи могут быть лишены права пользования на определенный срок, установленный администрацией ИРЦ.

 IV. Обязанности ИРЦ по обслуживанию пользователей              

4.1.   Осуществлять учет, хранение и использование находящихся в фондах ИРЦ документов и материалов в соответствии с установленными правилами, обеспечивающими их сохранность; вести справочно-библиографический аппарат, в том числе электронный каталог; разрабатывать рекомендательные библиографические пособия.

4.2.    ИРЦ обязан:

 -  обеспечивать  пользователям возможность  пользоваться всеми  информационными ресурсами ИРЦ и за его пределами;

 -  изучать и наиболее полно удовлетворять запросы пользователей;

- совершенствовать библиотечно-библиографическое, справочно-информационное  обслуживание, используя в этих  целях  различные  формы индивидуальной и групповой работы с пользователями;

- обеспечивать высокую культуру и профессионализм в обслуживании пользователей, оказывать необходимую помощь  в розыске и получении  необходимых документов и материалов;

 -   осуществлять дифференцированное  библиотечно-информационное  обслуживание с предоставлением информационных  ресурсов на различных  носителях на основе изучения интересов  и информационных потребностей пользователей;

 -  создавать условия для реализации  самостоятельности в обучении поиску необходимой информации и способствовать развитию  навыков  самообучения;

 - в случае отсутствия в фондах необходимых документов и материалов, проводить их поиск и предоставлять их через систему межбиблиотечного абонемента, в том числе и международного;

  -  на высоком уровне проводить массовые мероприятия;

 - способствовать созданию положительного имиджа ИРЦ, рекламировать фонды и услуги,  предоставляемые  ИРЦ, изучать  потребности  пользователей  и создавать новые услуги в соответствии с их пожеланиями.